29.04.2016 / 17:20

Кто заработает больше всех при новой цене газа для населения

Новая, «почти рыночная», цена газа для бытовых потребителей принесет наибольшую выгоду госбюджету и госхолдингу «Нафтогаз Украины». Они почти поровну разделят между собой 92% «газового пирога», который оценивается более чем в 107 млрд грн. Неразделенные между гигантами 8% оставлены частным газораспределительным предприятиям и компаниям-поставщикам – при этом их доход в гривнах такой же, как и при прежних ценах на газ. И так же в их обязанности вменяется: быстрая установка 3,5 млн счетчиков газа на сумму почти 9 млрд грн; качественное обслуживании 13 млн. клиентов с обеспечением оперативных выездов аварийных бригад; поддержание в рабочем состоянии 350 тыс км газопроводов со снижением при этом технологических потерь газа.

Единая цена не для всех

Когда на заседании Кабинета министров первый вице-премьер-министр Степан Кубив докладывал о новой цене газа для бытовых потребителей (для населения и предприятий ТКЭ) он назвал ее рыночной. Во-первых, потому что она единая, то есть одна для всех категорий потребителей. Во-вторых, потому что она рассчитана исходя из стоимости газа, сложившейся сейчас в Европе. «Единая цена природного газа как товара установлена на уровне 100% паритета к цене импортного газа», - сказал Степан Кубив.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что утверждение первого вице-премьера не совсем соответствует истине. Хотя бы потому, что для кое-кого цена более едина, чем для остальных. Исключение сделано для религиозных организаций, для которых газ стоит почти в два раза дешевле, чем для мирян - 3 913 грн против 6 879 грн за тыс куб.м. Но это мелочи, учитывая что культовые сооружения потребляют всего 11 млн куб м в год.

Рынок для двоих

Главное - в другом. Обычно рыночная цена стимулирует развитие рынка – она привлекает на него новых участников, а значит, способствует увеличению конкуренции. Нынешнее изобретение Кабинета министров – новая, единая предельная цена газа для бытовых потребителей - наоборот, наглухо закрывает самый большой сегмент газового рынка от конкуренции.  Во всяком случае, порядок распределения выручки от продажи газа по новой цене не оставляет места на газовом рынке здравомыслящим инвесторам.

Разобраться, почему так, позволит расчетная модель распределения выручки (по той же схеме, что была использована при предыдущих ценах на газ), для которой использованы следующие вводные данные:

1) в соответствии с постановлением правительства №315, цена 6 879 грн за тыс куб.м действительна с 1 мая 2016 года до 1 апреля 2017 года, то есть 11 месяцев;

2) за этот период население и ТКЭ используют примерно 15,7 млрд куб.м газа. Это примерно на 5% меньше, чем за этот же период в 2015-2016 годах. Такое предположение допускает, что Украине повезет в третий раз подряд, и будущий отопительный период 2016-2017 годов окажется таким же мягким, как два предыдущих;

3) на нужды бытовых потребителей будет использован весь газ, добытый «Укргазвыдобуванням», а это 13,11 млрд куб.м (за 11 месяцев); Остаток – 2,59 млрд куб.м -будет закуплен за рубежом;

4) половина выручки «Укргазвыдобування» изымается в госбюджет как рентная плата; 

5) по данным Минэкономразвития, структура розничной цены газа для бытовых потребителей выглядит следующим образом:

Структура цены на природный газ для бытовых потребителей

6,879 грн за куб.м, с 1 мая 2016 р. по 31 марта 2017 г.

Составляющие цены 6,879 грн за куб.м
  • Стоимость газа (НАК «Нафтогаз» - покупка у «Укргазвыдобування», импорт)
  • Маржа НАК «Нафтогаз Украины»
  • Средневзвешенный тариф на распределение (частные операторы ГРМ)
  • Средневзвешенный тариф на магистральную транспортовку («Укртрансгаз»)
  • Стоимость поставки (частные ПСО-поставщики газа)
  • НДС (Госбюджет)

Источник: 104.ua по данным МЭРТ

С учетом указанных вводных, выручка от продажи газа на бытовые нужды будет распределена между участниками газового рынка следующим образом:

Вырисовываются следующие параметры рынка: примерно 92% всей выручки получат госбюджет и НАК «Нафтогаз Украины» (включая структурные подразделения).

Больше всего достанется госбюджету – 46,3% - за счет 50% ренты с «Укргазвыдобування» и НДС. В Кабмине говорят, что дополнительные деньги необходимы для выплаты субсидий населению за подорожавший газ. Но после отмены льготной и введения единой цены на газ расходы на субсидии увеличиваются лишь на 14% (на 5 млрд грн). Вице-премьер-министр Геннадий Зубко объясняет столь незначительный прирост тем, что в этой году изменятся правила начислений субсидий, и их не будут выдавать так же свободно, как до сих пор. В Минфине говорят, что для этого уже проводят верификацию (проверку) получателей субсидий на предмет точности указанных ими доходов. Впряглось и Минсоцполитики, где подготовили уменьшение социальных норм потребления газа на отопление с 7 до 5,5 куб.м газа на квадратный метр отапливаемого жилья в месяц. Это предложение уже утверждено правительственным постановлением №317, и  приведет к сокращению начисленных субсидий. То есть чиновники всерьез намерены придержать в бюджете часть дополнительных поступлений от новой цены на газ.

Также грех жаловаться на свалившуюся прибавку в связи с изменением цены и «Нафтогазу»– ему достанется лишь немногим меньше, чем госбюджету. Например, госкомпании добавили 93 грн за каждую тыс куб.м для компенсации трейдерских функций. При этом никаких дополнительных обязательств у «Нафтогаза» не появилось – фактически это просто прибавка к торговой марже. Но, с другой стороны, у компаний-поставщиков, которые обязаны строить систему сервиса (которая включает создание и обслуживание сайтов и колл-центров, удобных платежных систем и центров обслуживания клиентов), фиксированная торговая наценка осталась почти на прежнем уровне – 57,4 грн за тыс куб.м. И треть этой суммы предназначена для компенсации банковских комиссий при приеме платежей клиентов – и на деле тут же автоматически списывается. В Кабмине едва сдерживают смех, когда заявляют, что именно этот «куш» должен привлечь в этот сегмент газового рынка новых игроков и создать конкуренцию.

Тем более, что технических условий для перехода бытовых потребителей газа от одного поставщика к другому не создано – идею введения абонплаты за пользование газовыми сетями отложили. Вот почему незавидна судьба газораспределительных компаний (облгазов), тариф для которых остался неизменным (то есть в деньгах их выручка остается такой же, как и до изменения цены газа). На деле положение облгазов ухудшилось, так как им придется обслуживать транспортировку более дорого ресурса при тех же доходах, что и ранее.

Формирующаяся модель газового рынка должна окончательно отпугнуть от него потенциальных инвесторов и дает понимание, на что намекал премьер-министр Владимир Гройсман, когда пообещал, что «это будет последнее изменение цены на газ в жизни нашего государства».

Источник: