09.02.2018 / 13:08

Искусственные небалансы позволяют "Нафтогазу" в три раза завышать цену на газ

Искусственное завышение цены газа в результате трансформации в бухгалтерском учете поставок в услугу балансировки, превышает 300% от установленной в договорах между предприятиями ТКЭ и «Нафтогазом», отмечают в Ассоциации газового рынка Украины.
Искусственные небалансы позволяют "Нафтогазу" в три раза завышать цену на газ

Ассоциация газового рынка Украины (АГРУ) поставила под сомнение достоверность данных ПАО "Укртрансгаз" по задолженности за услуги балансировки газа и сделала исчерпывающее разъяснение относительно сути указанных неплатежей. 104.ua приводит это разъяснение:

 

Сначала о самой услуге балансировки, за которую "Укртрансгазу" якобы так много задолжали.

На официальном сайте "Укртрансгаза" - http://utg.ua/utg/customers/balansing.html  - говорится, что в случае возникновения у Заказчика услуг транспортировки негативного месячного небаланса и его неурегулирования в соответствии с Кодексом газотранспортной системы Украины в срок до двенадцатого числа в следующем месяце, Заказчик обязан оплатить Оператору ГТС ( "Укртрансгаза") за услуги балансировки.

То есть, услуги Оператора ГТС с балансировки необходимы в случае, когда определенный субъект хозяйствования использовал из газовой трубы объем газа больше, чем этот субъект приобрел на рынке. "Укртрансгаз", как Оператор ГТС, имеет обязанность устранить этот небаланс газа путем дозакачки (наполнение) газотранспортной системы на излишне отобранный объем газа. Устранение такого негативного небаланса в газовой трубе и является сущностью услуги балансировки, за которую предприятие должно уплатить "Укртрансгаза".

По данным "Укртрансгаза", заказчиками услуг балансировки, которые должны ему более 20 млрд грн., Операторы ГРС, известные широкой публике как "Облгазы". Но все Операторы ГРС, с которыми удалось пообщаться, отрицали, что они заказывали услуги балансировки в объемах, о которых отчитывается "Укртрансгаз". По данным облгазов, задолженность за услуги балансирования у них существует, но такие долги в десятки раз меньше, чем те о которых утверждает Укртрансгаз. Имеющиеся в облгазов долги перед "Укртрансгазом" являются не больше чем задолженность государства перед ними по: во-первых, по непрофинансированные бюджетом льготы и субсидии населения; во-вторых, объемов производственных потерь, которые вопреки существующим методикам не учтенные в составе тарифов. Все, что выставлено "Укртрансгазом" более чем такие суммы - не соответствует действительности.

Облгазы не раз сообщали, что "Укртрансгаз" выставляет к оплате необоснованные счета. На многочисленные письма и запросы облгазов в "Укртрансгаз" с просьбой предоставить развернутую информацию о сумме долга, как это предусмотрено пунктом 4 главы 4 раздела XIV Кодекса газотранспортной системы, "Укртрансгаз" такие запросы проигнорировал. Такое поведение государственной компании, которая якобы обеспокоена и стремится вернуть долги, но, при этом, уклоняется от объяснений, как эти долги создавались, выглядит странной и нелогичной.

Дело в том, что львиная доля долгов, заявленных "Укртрансгазом", возникла не по вине задекларированных в пресс-релизе должников, а в результате согласованных действий других субъектов. Таким образом "Укртрансгаз" совместно с НАК "Нафтогаз Украины" фактически пытаются переложить убыточные сферы своей деятельности на других участников рынка газа.

Относительно "долгов" за балансировку для ТКЭ

Обязанности «Нафтогаза» заключаются в необходимости поставлять газ для предприятий ТКЭ, которые производят тепло для населения. В 2015 - 2017 годах «Нафтогаз» под давлением правительства заключил с предприятиями ТКЭ договора поставки для выработки тепла. Но «Нафтогаз» ввел спорную с правовой точки зрения практику подписания актов приема-передачи газа только с теми предприятиями ТКЭ, которые вовремя рассчитывались за приобретенный газ. Остальным же предприятий «Нафтогаз» возвращает акты приема-передачи газа без подписания. При этом позиция «Нафтогаза» в том, что газ он якобы не поставлял, а предприятия ТКЭ этот газ несанкционированно отбирали из газотранспортной системы Украины.

Таким образом, «Нафтогаз» пытается подменить операции от продажи газа предприятиям ТКЭ по низкой цене, установленной Правительством, на более прибыльные операции продажи технологического газа в адрес собственной «дочки» - «Укртрансгаза».

В свое время Ассоциация наглядно иллюстрировала последствия подобных действий и обращала внимание компетентных государственных органов на необходимость безотлагательного разрешения ситуации, сложившейся в поставках природного газа предприятиям ТКЭ ( "Обращение об уклонении НАК «Нафтогаз Украины» от выполнения специальных обязанностей" http://www.agru.org.ua

Якобы с целью устранения таких "небалансов", то есть для балансировки, «Укртрансгаз» приобретает технологический газ. И здесь ключевой момент - это технологический газ закупают именно у «Нафтогаза» (документы по ссылке - К онтракти_ВТВ_Укртрансгаз), при этом, по цене выше цены, установленной для предприятий ТКЭ соответствии с постановлениями Правительства от 01.10.2015 №758 и от 22.03 .2017 №187.

Вот и все, круг замкнулся - теперь в учете «Нафтогаза» отражено не поставки газа предприятиям ТКЭ (фактически этот газ потребили) по регулируемой цене, установленной Правительством, а реализацию газа собственной дочернему предприятию «Укртрансгаза», да еще и по рыночной цене. В учете НАК «Нафтогаз Украины» операции поставки природного газа предприятиям ТКЭ более чем на 2 млрд.куб.метров не отражены, зато отражены операции продажи этого газа в адрес ПАО «Укртрансгаз» по завышенной цене в составе объемов газа для «производственно-технологических нужд» оператора ГТС.

Приведем лишь некоторые детали и финансовые результаты от таких манипуляций: только за период с января 2016 году до июня 2017 «Укртрансгаз» отразил в своем учете искусственных небалансов на сумму свыше 12 млрд. грн. Искусственное подорожания газа в результате трансформации его в бухгалтерском учете в услугу балансировки, составляет более 300% от определенной цены в договорах между предприятиями ТКЭ с «Нафтогазом».

За счет замены в учете фактических сделок на вымышленные искусственно улучшаются финансовые показатели «Нафтогаза».

Объективной необходимости для устранения таких небалансов не было, ведь НАК «Нафтогаз Украины» на 100% обеспечен необходимыми ресурсами газа - от ПАО «Укргаздобыча» и ПАО «Укрнафта». Фактически «Нафтогаз» может самостоятельно, без привлечения Оператора ГТС, осуществить поставки газа предприятиям ТКЭ, не допуская возникновения небалансов газа в газотранспортной системе Украины. Достаточно оформить полученные от предприятий ТКЭ акты приема-передачи газа.

"Долги" операторов ГРС (облгазов) и поставщиков газа по ПСО

Постановление НКРЕКП № 2493 «Об утверждении Кодекса газотранспортной системы», вступившим в силу 27 ноября 2015, ввело норму, что весь объем газа, потребленный в рамках ПСО социально защищенными потребителями (а это предприятия ТКЭ, религиозные организации, население), считается поставленным поставщиком газа, на которого Правительством возложена обязанность ПСО. Это означает, что регулятор сделал описанные выше злоупотребления на рынке путем подмены невыгодных «поставок газа ПСО" на выгодные сделки «балансировки газа" не интересными для «Нафтогаза» и «Укртрансгаза». Но «Укртрансгаз» не хочет применять эти нормы Кодекса ГТС, и обжаловал такие изменения в судебном порядке. Но даже не дожидаясь решения суда, «Укртрансгаз» самостоятельно приписал «долг» с «балансировки» на операторов ГРМ и поставщиков по ПСО.

«Укртрансгаз» позволяет себе игнорировать нормы Кодекса ГТС и пытается их толковать иначе, чем сама НКРЕКУ, которая является их автором. В частности, в контексте "навешивания" долгов за услуги балансирования на операторов ГРС, НКРЕКУ неоднократно обращала внимание Укртрансгаза, что газораспределительные предприятия не являются потребителями газа в понимании Кодекса для производственно-технологических потерь, а поэтому применение коэффициента 1,2 при определении услуг балансировки для них является необоснованным (ниже приведен выдержка из ответа НКРЕКУ на обращение Ассоциации). Это еще один пример того, как избирательное применение законодательства «Укртрансгазом» в сговоре с «Нафтогазом» имеет целью искусственную оптимизации собственных финансовых показателей.

В дополнение: необходима проверка, почему среди должников, перечисленных в пресс-релизе «Укртрансгаза», нет «Нафтогаза». Ведь это крупнейший поставщик газа в Украину, и ему даже технически трудно избежать долгов за услуги балансировки. Если вдруг окажется, что эти долги в учете «Укртрансгаза» исчезли, следует тщательно изучить когда и как они погашались, чем за них рассчитались.

Действия «Нафтогаза» и «Укртрансгаза» превращают регулируемые Правительством цены газа, используемых для ПСО, в профанацию и искажают государственную политику на рынке газа. Отношение «Нафтогаза» с установленным законодательством обязанности поставлять газ предприятиям ТКЭ напоминает поговорку: «Говорил господин кожух дам, и теплое его слово».

Сейчас, наверное, остается надеяться на законодательный механизм урегулирования данного вопроса, поскольку на обращение Ассоциации в Минрегион летом 2017 года по указанной проблематике, Министерством было предоставлено следующий ответ:

 

Источник:

Аналитика

Подпишитесь на нашу рассылку: