03.07.2018 / 15:44

Нафтогаз блокирует суточную балансировку для сохранения контроля над Укртрансгазом

«Суточная балансировка ГТС способствует уменьшению цены на газ в силу сокращения расходов на финансовые гарантии, и стимулирует конкуренцию»

Поддержать 2 6
Оксана Кривенко, председатель НКРЭКУ Оксана Кривенко, председатель НКРЭКУ

Главком. Наталья Прудка, Николай Пидвезяний (сокращенная версия интервью - без блока об электроэнергетике) 

Новый состав Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), проходит первые испытания на устойчивость. Соблазнов в этой сфере множество: годовой объем энергетического рынка достигает почти 500 млрд грн. Согласно закону о НКРЭКУ (вступил в действие с 26 ноября 2016 года), депутаты предусмотрели полное обновление состава регулятора с целью создания органа, независимого от политически олигархических влияний. И более двух месяцев работа Комиссии была парализована. Ротация членов НКРЭКУ искусственно блокировки. И как только в конце мая определили первых пяти новых членов Комиссии (всего должно быть 7 человек), председателем избрали Оксану Кривенко. Она стала первой в истории женщиной во главе НКРЭКУ, сменив на этом посту «легендарного» Дмитрия Вовка. Кривенко сразу пообещала «непредвзятое, прозрачное и открытое регулирования с учетом интересов как потребителей, так и поставщиков услуг». Получится выполнить обещанное, покажет время. Показательно, что в первые дни своей работы новая команда открыто вступила в бой с газовым «Нафтогазом». Комиссия выступила резко против блокирования введения процедуры суточного балансировки газотранспортной системы, которое должно начаться с 1 августа. Монополист открыто тормозит запуск модели прозрачного газового рынка. Лоббисты интересов «Нафтогаза» есть и в парламенте: под куполом прозвучали призывы к премьеру перенести дату старта новой модели якобы из-за неготовности операторов. «Главком» встретился с Оксаной Кривенко в НКРЕКП. Конец рабочего дня. Для нового главы Комиссии это первое интервью. Несмотря на 17 лет работы в Комиссии у нового руководителя заметное легкое волнение, красноречивые паузы и очень выверенные формулировки. Кривенко признается, что кресло, которое досталось ей от предшественников, неудобное и слишком большая. Но уверяет, что оказалась в нем она не случайно.

Несмотря на слухи, что Банковая не сдавать Дмитрия Вовка до последнего, 30 мая президент таки его освободил. А уже 6 июня вы возглавили комиссию, и ее работу наконец была разблокирована. Что способствовало такой стремительной развязке интриги вокруг должности главы НКРЕКП?

Был проведен открытый конкурс, в котором участвовали 50 кандидатов. Конкурсная комиссия организовала две профессиональные собеседования - одна общего на выявление профессиональных и лидерских качеств, а вторая направлена ​​на оценку знаний во всех специальных сферах. Конкурсная комиссия обнародовала на сайте ориентировочный перечень вопросов, но, конечно, на собеседовании задавали очень много дополнительных. Для меня это были относительно сложные испытания, ведь я давно никаких собеседований не проходила. По результатам этих собеседований были составлены рейтинги и первых 10 кандидатов подали президенту на рассмотрение для назначения членами НКРЕКП. Напомню, законом предусмотрено, что конкурсная комиссия выбирает и подает предложение президенту на рассмотрение из расчета два кандидата на одну должность.

Какие напутственные слова говорил вам президент? Что-то советовал, просил?

И встреча была в онлайн трансляции и проходила с участием международных представителей, доноров Украины. Нам пожелали эффективно регулировать и создавать рыночные условия. То есть кроме публичного представления новых членов НКРЕКП, у вас, как у председателя Комиссии, больше не было никаких встреч с президентом? Нет. Президент именно на этой встрече объяснил свой выбор: он взял первую четверку кандидатов по рейтингу (а я была в рейтинге на четвертом месте), пятого члена НКРЕКП президент выбрал из списка 10 кандидатов по принципу сбалансирования специалистов различных сфер регулирования - кандидата, имеющего опыт в коммунальной сфере.

Сейчас есть пять членов НКРЕКП. Не дождавшись назначения еще двух необходимых, они из своей среды избрали председателя Комиссии. Или не приведет это в будущем определенные противоречия?

Законом не предусмотрено, сколько членов НКРЕКП должны выбирать голову. Появился первый состав членов Комиссии из пяти человек, вот он и принял такое решение. После длительного отсутствия кворума нельзя было медлить в такой тяжелый период, ведь накопилось очень много вопросов: и лицензирования и утверждения инвестиционных программ. Их надо решать, чтобы энергетические предприятия могли запуститься и готовиться к отопительному периоду.

Как проходило голосование за вас, были ли у вас конкуренты? Не могу рассказать, ведь голосования было тайным. То есть новые члены закрылись и сидели, пока не «пошел белый дым»?

Нет, за процессом наблюдала комиссия в составе руководителя юридического департамента НКРЕКП, руководителя аппарата и руководителя кадровой службы, контролировали процедуру. Членами НКРЕКП были заполнены бланки для голосования, подсчитанное количество голосов и составлен протокол - теперь все в архиве. Все происходило с пониманием важности этого процесса.

Каким образом теперь распределены полномочия между пятеркой членов НКРЕКП?

Да, мы охватили все сферы регулирования и проговорили, кто чем хотел бы заниматься, как целесообразно это сделать, чтобы сразу эффективно включиться в работу, не тянуть, а готовить все необходимые решения.

Итак, вы за собой оставили «вашу» нефтегазовую сферу?

Да, я оставила за собой нефтегазовую сферу, чтобы не терять времени и как можно быстрее включиться в работу. Также я курирую юридический департамент, он всегда за председателем, и другие административные вопросы. Дмитрий Коваленко курирует управление энергорынка и департамент электроэнергетики; Елена Антонова - вопросы стратегического развития и розничный рынок электроэнергетики; Александр Формаг - лицензирование и лицензионный контроль, а Евгений Мальованний - вопрос теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с бытовыми отходами.

Прокомментируйте информацию о том, что ваш предшественник Дмитрий Вовк будет у вас советником?

Я не могу комментировать слухи. А это слухи или чьи-то желания, которые не соответствуют действительности.

Вы встречались с Дмитрием Владимировичем после того, как уже были избраны председателем?

Целенаправленных встреч не было.

Почему? Ведь это было бы нормально: предыдущий руководитель представил коллективу нового?

Сразу после выхода указа президента о назначении пяти новых членов НКРКУ, конечно, все они приехали в Комиссию, поэтому физически невозможно было не увидеться, поскольку в то время Дмитрий Владимирович еще был на работе (приказ о его увольнении опубликовали позже). Представление нового состава Комиссии состоялось 1 июня, когда большинство из нас уже уволилась с предыдущих мест работы и внутренними приказами НКРЕКП были приняты на работу. Представление сделал Руслан Машляковский (член Комиссии предыдущего состава - «Главком»).

Ранее были проведены конкурсы по отбору руководителей подразделений Комиссии. Документы о назначении подписал Дмитрий Вовк?

Нет. Был конкурс, на котором было выставлено вакансию только на руководителя одного подразделения. Но ни в голове, ни у членов Комиссии нет полномочий подписывать увольнения или назначения на работу работников НКРЭКУ. Этим занимается руководитель аппарата. Бывший глава НКРЭКУ не подписывал ни одного документа о назначении, как и я не подписывала бы сейчас никаких документов. Кстати, у нас конкурсные процедуры, возможно, даже немного тяжелее, чем мы проходили на членов Комиссии, потому что там есть дополнительное компьютерное тестирование, которое никоим образом не обойдешь и обмануть которое невозможно. Это первый этап, он уже показывает уровень конкурсанта, является минимально необходимый (проходной) балл для возможности участия в дальнейших этапах конкурса. Всего предусмотрено три этапа на замещение вакантных должностей в НКРЭКУ, как и везде в государственной службе. Это и тестирования и выявления организаторских и профессиональных способностей, а потом еще одно собеседование, где все члены конкурсной комиссии выставляют также баллы. Затем все баллы суммируются и формируется рейтинг кандидатов.

«Укртрансгаз» блокирует внедрение процедуры суточного балансирование на рынке газа Несколько недель назад новый состав НКРЭКУ прошел первое испытание. По информации «Главкома», регулятор провел круглый стол по проблеме блокировки запуска с 1 августа процедуры суточного балансировки газа. Этой инициативе противостоит оператор газотранспортной системы «Укртрансгаз».

Почему «Укртрансгаз» и «Нафтогаз» блокируют процесс, ведь запуск системы предусмотрен законом о рынке газа?

Неизвестно. Есть определенные догадки, основанные на логических выводах, анализе ситуации на рынке. Начну с предыстории. О необходимости введения суточного балансировки было известно давно - это крайне необходимо для организации более эффективной работы рынка и трансграничной торговли газом. Суточное балансировки в некоторых случаях упрощает функционирования рынка, а также уменьшает финансовую нагрузку на потребителей.

В чем заключается суть суточной балансировки?

Газотранспортная система (ГТС) сама по себе всегда должна быть сбалансирована: сколько в систему газа зашло, столько должно оттуда выйти. В случае небалансов их нужно уравновесить, чтобы не было разницы между входом и выходом. В 2015 году принят Кодекс ГТС (постановление НКРЭКУ от 2015 №2493 - «Главком»), уже тогда было предусмотрен переход на суточную балансировку. Но наша система была еще не готова - ни оператор ГТС, ни операторы газораспределительных систем.  Поэтому сразу же начали нарабатывать изменения в Кодекс, так как кодексы - документы динамические, мы их отшлифовываем, немного меняем, а теперь пришло время вводить балансировку. Тем более, что это была одна из требований «Нафтогаза Украины» и «Укртрансгаза». С целью урегулирования этой ситуации в начале 2017 года была создана рабочая группа для разработки необходимых изменений в Кодекс газотранспортной системы для перехода к суточной балансировке. В рабочую группу вошли многие участники рынка природного газа, в частности, «Нафтогаз Украины», «Укртрансгаз», поставщики газа и газораспределительные операторы, биржи и трейдеры - все кто хотел участвовали в упомянутой рабочей группе. Сразу же «Укртрансгаз» объявил тендер на разработку информационной технической платформы для обеспечения процесса суточного балансировки. Победителем тендера стала венгерская компания IP System, которая затем вместе с «Укртрансгазом» принимала участие в разработке документов для обеспечения суточной балансировки. Все участники рабочей группы знали, куда мы идем. Было учтено много предложений от «Нафтогаза». На финишном этапе, когда уже был одобрен проект и истек срок для замечаний и предложений, в течение недели проходило его открытое обсуждение, все имели возможность высказаться. Всего было более 500 страниц замечаний и предложений, каждый имел право высказаться и обоснованно настаивать на изменениях. Очень много было изменений, которые предлагал «Укртрансгаз», мы большинство из них учли. В результате появился документ, который вносил изменения в действующий Кодекс газотранспортной системы, предусматривал переход к суточной балансировке (соответствующее постановление НКРЭКУ принята 27 декабря 2017 №1437, которое вступает в силу с 1 августа 2018 года - «Главком»). С целью обеспечения суточного регулирования «Укртрансгаз» был обязан до 1 мая 2018 года разместить на своем сайте инструкции по пользованию информационной платформой, в частности контактную информацию и часы работы службы поддержки информационной платформы. К этой дате должно быть введено тестирование платформы. Ежемесячно, до 1 августа 2018 года, оператор должен предоставлять НКРЭКУ отчет о состоянии тестирования, наполнению платформы, а также готовности оператора ГТС к переходу на суточную балансировку.

Но для обеспечения суточного балансировки прежде всего нужен стопроцентный учет газа. Известно, что ранее за его отсутствия по ГТС ежегодно бесследно исчезало 6 млрд куб. м газа, а доходы от его реализации оказывались в карманах «приближенных к кормушке». Учитывая то, что Украина много лет живет без энергетического баланса, возникает подозрение, что кому-то до сих пор выгодно скрывать эти теневые потоки, поэтому суточная балансировка и блокируется?

Я не могу комментировать о теневых потоки, я не в курсе этой ситуации. Возможно, это слухи, а может действительно где-то когда-то были такие небалансы. Действительно, одно из главных условий внедрения суточного балансировки - учет природного газа, но важнее - это IT-платформа. На сегодня у промышленных потребителей налажен стопроцентный учет потребления газа. У бытовых, которые используют газ для отопления, приготовления пищи и подогрева воды, - также стопроцентный. Но все еще остается неучтенной определенное количество потребителей, которые используют газ для приготовления пищи в многоквартирных домах. Поэтому, чтобы ускорить, экономически целесообразнее использовать средства, предусмотренные тарифом на установку счетчиков - именно ради экономии  - один домовой узел учета. Следовательно, необходимым условием для суточного балансировки является учет газа. Важно также ежесуточно иметь показания и оперативно передавать данные оператору ГТС для восстановления суточного баланса: сколько газа вошло в систему, столько и вышло; и прогнозировать потребности на следующие сутки. Это и есть баланс. То есть, кто и где принял ресурс, сколько и кому его поставил. Баланс должен сойтись. То есть стоимостные расчеты за газ - они ежемесячные, а физические – следует измерять и прогнозировать ежедневно.

Итак, когда заработает эта информационная платформа для суточной балансировки?

Ответ на этот вопрос должен дать оператор ГТС. Нас этот вопрос также беспокоит, однако адекватного ответа мы не получили. Еще в начале года были активные действия по тестированию ИТ-системы, нам даже был предоставлен доступ для обзора функционала системы. Однако в последние месяцы происходили довольно странные вещи. «Укртрансгаз» заблокировал доступ к системе всем заказчикам услуг, фактически заблокировал работу по имплементации системы. Представители «Укртрансгаза» ищут надуманные поводы для блокирования работы ИТ-системы и, на наш взгляд, как следствие блокируется внедрение суточной балансировки. Конечно, кроме подготовки ключевой детали (ИТ-системы) важно также подготовка всего сегмента рынка. Одно из условий - обеспечить дистанционное считывание показателей, чтобы можно было спрогнозировать суточное потребление каждым потребителем, а каждый поставщик должен знать, сколько газа для его потребителей необходимо на эти сутки. Он должен знать, где этот газ купить и обеспечить ресурсом всех своих потребителей на соответствующую сутки. Поэтому в Кодексе ГТС, принятом в 2015 году, было предусмотрено, что все небытовые потребители должны обеспечить установку дистанционных модулей передачи показателей, и последняя категория - маленькие потребители (с годовым объемом от 10 тыс куб. м до 100 тыс куб . м) - должны обеспечить средства учета с дистанционной передачей данных до 25 мая 2018 года. У нас было несколько пилотных проектов, реализация которых позволила определить необходимые суточные объемы обеспечения газом определенных групп бытовых потребителей. Такие пилотные проекты реализованы несколькими компаниями (операторами газораспределительных сетей). Мы предусмотрели их реализацию в инвестиционных программах, поскольку не предусмотрена обязанность бытовых потребителей обеспечить дистанционный учет данных, а прогнозирование необходимо для суточной балансировки. То есть все подготовительные процессы для перехода к суточной балансировке учтены. Сейчас поступает много жалоб даже от небольших компаний по поводу того, что они должны обеспечить дистанционную передачу данных. Но было 2,5 года для того, чтобы спланировать такие действия и накопить деньги. Коммерческие потребители должны за свой счет оборудовать счетчик дистанционной передачей данных.

Какова стоимость такого дистанционного комплекса для отдельно взятого потребителя?

Стоимость зависит от того, какой счетчик газа стоит у потребителя. Если есть возможность дооборудовать его модемом, и этот модем стоит около 2 тыс грн. Возможно, в некоторых случаях надо заменить счетчик - для того, чтобы можно было установить модем передачи данных. Такую установку могут делать различные компании, это конкурентный рынок и там существенный разброс цен. Я не в курсе, сколько это точно стоит – возможно, от 3 до 8 тыс грн.

Как повлияет введение процедуры суточного балансирования на рынок и цену газа?

Сегодня балансы сводятся по результатам месяца поставки. Де-факто такая ситуация открывает один раз в месяц рынок. Суточная балансировка создает стимулы для заказчиков в течение каждого дня выходить на рынок и балансировать собственное портфолио. Поэтому есть предпосылки значительно повысить ликвидность рынка природного газа. Следовательно, это может повлиять в сторону уменьшения цены, потому что ежедневное балансирование способствует уменьшению цены в силу  уменьшения размера финансовых гарантий и стимулирования конкуренции. На сегодня финансовая гарантия предусмотрена в размере 20% месячного объема потребленного газа. Финансовая гарантия уплачивается за возможные небалансы - за то, что они будут покрыты оператором газотранспортной системы. Банк-гарант принимает на себя денежное обязательство перед оператором газотранспортной системы, и по его первому требованию оплачивает средства за заказчика услуг по транспортировке в случае невыполнения последним своих обязательств перед оператором газотранспортной системы по договору транспортировки газа. За счет перехода на суточную балансировку такая финансовая нагрузка существенно уменьшится, ведь расчеты будут осуществляться в разрезе суточного потребления, суточного ресурса поставщика. Это также, возможно, упростит работу газовым трейдерам. Вся Европа работает на суточной балансировке, а у нас иногда возникают ситуации, когда невозможно сбалансировать объемы газа в точках газопроводов-интерконнекторов между двумя странами, потому что у нас месячная балансировка, а у них - суточная.

Сколько в Украине операторов, импортирующих газ в Украине, кроме «Нафтогаза»? Эксперты сетовали, что «Нафтогаз» пытается не допускать других игроков на рынок.

Точно не скажу, где-то около 30.

Может суточная балансировка положительно повлиять на ход переговоров о продлении транзитного контракта с «Газпромом» после 2019 года - как дополнительный аргумент в пользу того, что ГТС Украины современная, модернизированная и работает по европейским процедурам?

Прежде всего, это будет месседж нашим европейским партнерам, что мы готовы и можем работать по европейским стандартам. Такие действия значительно повысят инвестпривлекательность нашего рынка для европейских партнеров. Мое личное мнение, что именно по этой причине НАК «Нафтогаз Украины» и не хочет вводить суточную балансировку, потому что хочет удержать под своим контролем оператора газотранспортной системы - компанию «Укртрансгаз», транзитера природного газа. Суточная балансировка способствует анбандлингу «Нафтогаза», то есть отделению от газового монополиста функции транспортировки и хранения газа. Мы получим прозрачные процедуры балансировки системы, которые не позволят кому-либо влиять на оперативно-диспетчерские решения оператора ГТС.

Анбандлинг вообще был заморожен после Стокгольмского арбитража? Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев утверждает, что принятая правительством модель анбандлинга следует пересмотреть, ведь Стокгольмский арбитраж не утвердил возможность перевода контракта с «Газпромом» на другого оператора транзита?

Со стороны «Нафтогаза» это сдерживающий фактор для дальнейшего развития рынка газа.

Недавно Верховная Рада отказалась создавать единую базу данных потребителей газа, цель которой - значительно сократить долю так называемых «мертвых душ», на которых облгазы и сбыты списывают объемы потребленного газа?

Я думаю, что эта инициатива «Нафтогаза» создана для того, чтобы «за ниточки» дергать всех участников рынка и монополизировать рынок газа. Конечно, им нужна вся абонентская база (уже в готовом виде, чтобы не тратить свои усилия для самостоятельного ее создания), так как они стремятся быть единственным поставщиком для всех потребителей Украины. Мы не против создания Единой абонентской базы, однако, она должна быть в руках независимой стороны. Возможно, это может быть и оператор ГТС, но после его отделения в соответствии с Третьим энергетическим пакетом.

Но «Нафтогаз» прикрывается благородными намерениями: обещает сэкономить миллиарды?

Не думаю, что это даст такой эффект. В управлении НАК «Нафтогаз Украины» находится ПАО «Кировоградгаз». В НАКа полный доступ ко всей абонентской базе этого оператора ГРС. Однако на сегодня информации о колоссальной экономии средств в результате поиска там «мертвых душ» в НКРЭКУ не поступала. Если эта абонентская база окажется в руках одного поставщика, это создаст риски формирования монополии, что противоречит регламентам и директивам ЕС.

В принципе, внешне идея выглядит достаточно положительно: создадим базу, будем видеть, кто сколько потребляет?

Так и сейчас это есть, но в дальнейшем монополия только усилится. Предложенная база не имеет целью защитить других участников рынка. Собственно, для чего нужно суточная балансировка? Это как система слежения за движением вагонов - у каждого есть номер, этот вагон едет к владельцу товара, и владелец ждет вагон с определенным номером. И этот вагон должен быть у него, а не на, условно, станции Фундуклеевка. Нужно еще знать, кто этот вагон отправил и откуда. Если говорить о том, как осуществляется транзит газа через Украину, известно, что процесс запускает «Газпром», но «Укртрансгаз» не видит шипер-кодов (аналогия штрих-кодов на все товары, они используются в газовых операциях между операторами ГТС и владельцами газа - «Главком»). По правилам Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), с целью унификации и однозначной идентификации субъектов рынка, вводится понятие ЭИС-код - это код энергетической идентификации субъекта рынка природного газа или точки коммерческого учета. На пограничных газоизмерительных станциях на западной границе Украины российская компания «Газпром экспорт» забирает протранспортированый через Украину газ, и только у них есть список «номеров вагонов» (шипер-кодов) и получателей товара в Европе. Поэтому внедрение суточной балансировки, прежде всего, на границе, позволит выбить «Газпром» с нетипичных для Европы процедур, закрепить статус транзитного государства за Украиной, открыть понятную процедуру работы на украинском газовом рынке для европейских трейдеров. А это уже увеличит конкуренцию, а увеличивая конкуренцию, мы уменьшаем цену газа и так далее. Так же процедура суточной балансировки будет полезна и для газодобывающих компаний - они будут знать, что имеют конкретный рынок сбыта, смогут прогнозировать свою финансово-хозяйственную деятельность, увеличивать добычу и видеть реакцию рынка (сколько нужно газа, возможно, нужно изменить режимы). Собственно, это краеугольный камень настоящего рынка газа. Если говорить о монетизации субсидий и решения того перекоса на рынке, который является на сегодняшний день, то без процедуры суточной балансировки они невозможны. Процедура суточной балансировки действительно создаст конкуренцию на рынке, когда можно покупать не раз в месяц у какого-то владельца ресурса, а ежесуточно, меняя поставщиков. И поставщик сможет ежедневно выбирать, где дешевле купить оптовые партии газа, на какой бирже.

Почему «Нафтогаз» противодействует такой реформе?

Действительно, проанализировав ситуацию, становится очевидным, что на самом деле НАК «Нафтогаз» этого не хочет и создает препятствия для запуска суточной балансировки с помощью «Укртрансгаза». Потому что, во-первых, все небалансы будут идти на НАК «Нафтогаз», в частности, небалансы предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ). Сегодня самая большая проблема рынка - это все небалансы ТКЭ, с помощью которых НАК сегодня наказывает газораспределительные предприятия или других поставщиков (накладывает штрафы и пени - «Главком»). Во-вторых, «Нафтогаз» не хочет допускать биржевую торговлю, так как согласно суточной балансировке, купить газ для балансировки можно будет на бирже, а это уже конкуренция, а значит, цена будет другая. И тогда «Нафтогаз» не сможет диктовать свою политику благодаря наличию большого объема продаж ресурса, хотя «Нафтогаз» также имеет возможность участвовать в суточной балансировке со своими ценовым предложениям.

«Нафтогаз» пытается сохранить монопольно высокую цену газа. Но это противоречит закону «О рынке газа», обязывающий ввести суточную балансировку?

Да. Именно поэтому мы и настаиваем, что у оператора газотранспортной системы еще почти полтора месяца - до 1 августа - для того, чтобы все «добить» ту информационную платформу, или другую альтернативную, и запустить процесс. За это время еще можно успеть.

Будет ли регулятор то вмешиваться в процесс разморозки анбандлинга НАК?

Это не полномочия регулятора, это дело правительства - он является владельцем «Нафтогаза». Но мы полностью поддерживаем правительство на выбранном пути анбандлинга - создания «Магистральных газопроводов Украины».

Учитывая то, что сформирован новый состав Комиссии, вы могли бы заявить свою позицию по этому поводу. Ведь это влияет на процессы на рынке.

Мы можем заявить позицию, соответствующую нашему законодательству: законом «О рынке газа» предусмотрено, что не должно быть вертикально интегрированной компании (НАК «Нафтогаз» - «Главком»). Должен быть независимый оператор ГТС. Давно есть решение правительства о создании нового оператора - «Магистральных газопроводов Украины». Согласно постановлению правительства от 01.07.16 №496 «Об отделении деятельности по транспортировке и хранению (закачка, отбора) газа», которым утвержден план реструктуризации "Нафтогаза", предусмотрено создание ПАО «Магистральные газопроводы Украины», которому нужно передать имущество, используемое для транспортировки газа «Укртрансгазом».

«Нафтогаз» утверждает, что Стокгольмский арбитраж считает, что нельзя переводить контракт «Нафтогаза» с «Газпромом» на другого оператора. Эта причина, по вашему мнению, весомая?

По транзитному контракту, действительно, контрагентами являются «Газпром» и «Нафтогаз». Все. А «Укртрансгаз» выполняет функцию транспортировки исключительно на договорных началах с «Нафтогазом», а не с «Газпромом». Но эта ситуация закончится в конце 2019 года. Мое личное мнение: можно было бы процедуру анбандлинга сделать уже сейчас. И ничего этому не мешает. Так же, будучи контрагентом по транзитному контракту, НАК «Нафтогаз» может подписать такое же соглашение на транспортировку с независимым оператором ГТС - с «Магистральными газопроводами Украины».

Вице-премьер Владимир Кистион заявил, что правительство в глаза не видело решения Стокгольмского арбитража.

Да, я тоже его не видела. По слухам я также знаю, что никто не видел решения Стокгольмского арбитража.

Как это понимать, ведь правительство является владельцем «Нафтогаза»?

Из прессы мне известно, что «Нафтогаз» считает решение Стокгольмского арбитража своей «интеллектуальной собственностью». Мы несколько раз направляли в «Укртрансгаз» письменные запросы с просьбой предоставить расчеты тарифов на транспортировку природного газа для точек входа и выхода, в том числе для трансграничных точек, просили предоставить свои планы на объемы и мощности транзита, но они ни разу не ответили. Расчетов не предоставили.

В Энергетической стратегии до 2035 года для сохранения транзита газа по территории Украины предусмотрен перенос точек приема-передачи голубого топлива с западной границы на восток. Как этот вопрос коррелирует с суточной балансировкой?

Без процедуры суточной балансировки это реализовать невозможно. Потому что один из шагов - это создание виртуальной торговой точки, например на базе компрессной станции «Ромны» (Сумское линейное производственное управление магистральных газопроводов, которое транспортирует более 80% российского газа из России в Европу - «Главком»), которая стоит с другой стороны от газоизмерительной станции «Суджа» (Курская обл.). А без суточной балансировки это будет «общение глухого с немым». Европейцы не смогут прийти и пользоваться нашей инфраструктурой, так как инструментарий им непонятен. В Украину природный газ поступает по 22 магистральным газопроводам. Его учет осуществляется на девяти газоизмерительных станциях (ГИС) и двух пунктах измерения расхода газа (ПИН). Две ГИС расположены на территории Беларуси, остальные - в России, среди которых станция «Суджа» (Курская обл.) Блокировка введение суточной балансировки, скорее всего, искусственно создано руками «Нафтогаза». Это наше предположение. Потому что «Укртрансгаз» уже должен в тестовом режиме с 1 мая запустить информационную платформу. На последней встрече, которая была 15 июня со всеми участниками процесса, мы обсуждали подробно, кто и что сделал, чем не сделал и что еще предстоит сделать. Все участники, кроме «Укртрансгаза», готовы. Операторы газораспределительных систем отметили, что они у себя даже свою платформу сделали и осталось только интегрировать ее в платформу «Укртрансгаза» для передачи данных. Есть коды - они их все передали. Это означает, что уже можно наполнять базу, чтобы видеть кто, где, кому и сколько поставляет газа и прогнозирование уже есть, можно все это делать даже с бытовыми потребителями. И все остальные участники готовы, в частности: биржи, поставщики. Не готов только «Укртрансгаз».

Сколько всего в Украине газовых бирж?

Несколько. В рамках рабочей группы мы общались с Украинской газовой биржей, которая заинтересована развивать рынок газа. Биржи как раз и создают конкуренцию на рынке. И на них выставляются наши внутренние газодобытчики - и маленькие компании, и «Укргазвыдобування». Но суточной балансировкой не предусмотрено, что исключительно на бирже может приобретаться газ для балансировки. Покупать можно и у того же НАК «Нафтогаз».

Вы давно знакомы с главой НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев. Пытались лично выяснить мотивы такого бойкота?

Я не могу назвать это знакомством. По работе могли встречаться на совместных совещаниях, в частности в Кабмине, в Минэкономразвития. Как председатель Комиссии я с ним еще не контактировал - не было необходимости.

Наконец вопрос от Facebook-аудитории. Надеемся на откровенный ответ. Вы же понимаете, мало кто верит, что после Дмитрия Вовка эту должность так просто отдали бы независимому человеку? Кто же стоит за вашим назначением?

За мной никто никогда не стоял, я всю жизнь доказывала, что я умная, что я чего-то стою.

Председателем Комиссии на конкурсе выбрали разумную и независимую женщину. Это же беспрецедентный случай?

Сама в шоке (смеется).

Отдельные эксперты, например, увидели след Фирташа в вашем карьерном росте. Например, потому что вы инициировали решение о введении абонплаты за пользование газораспределительными сетями.

Что касается платы за мощность. Это тот же тариф на распределение, который всегда платили потребители в структуре конечной цены на газ и действующий сегодня, только знаменатель другой (сегодня в знаменателе формулы определения тарифа - физический объем транспортировки, а в новой методологии - техническая мощность). Это предусмотрено законом, тарифы на рынке природного газа должны выплачиваться в качестве платы за мощность. Каков дизайн этой платы? В Европе он разный: есть полностью фиксированная плата, существует и двухставочный тариф (часть - фиксированный платеж независимо от потребления газа, вторая часть - за фактический объем транспортируемого газа). Мы прорабатывали идею двухставочного тарифа и побоялись, что нас еще больше не поймут и воспримут, что это действительно новый платеж: сегодня в структуре цены тариф на распределение уплачивается как один платеж, а при двухставочном тарифе их бы было два, и оба за услугу распределения.

Если бы потребители прожили с абонплатой год, то по итогам года они бы поняли, что у большинства из них годовая сумма расходов была бы меньше, чем сегодня. Так, был бы определенный процент потребителей, у кого бы годовой платеж увеличился бы незначительно (в гривневом измерении - это 20-40 гривен в месяц). А если сравнивать с какими-то товарами, то это было бы не больше, чем пачка сигарет. Во время разработки новой методологии мы анализировали и рекомендации наших иностранных партнеров. Еще в 2010 году по проекту Твиннинг (проект международной помощи) был разработан такой дизайн тарифов и применения стимулирующего регулирования. Грубо говоря, тариф, который есть, разделить на две части. И это не мое ноу-хау. Но двухставочный тариф целесообразен там, где есть большая переменная часть. Поскольку у нас 90% расходов газораспределительных предприятий - постоянные затраты, то 10% расходов переводить на ставку «за объемы» нет смысла. Такой смысл есть во время стимулирующего регулирования. Почти во всех странах Европы применяется стимулирующее регулирование, прибыль определяется как норма дохода на базу активов. Несмотря на то, что и норма дохода составляет около 8% (ставка), но в структуре тарифа это занимает 30-40% - прибыль. И вот как раз с прибыли можно делать ту переменную составляющую, которая не является обязательной в течение всего года. А ставку в 50-60% постоянных расходов - фиксированной платой, которая идет как раз на финансирование стабильной работы, на финансирование обслуживания трубы, потому что такие расходы не зависят от прокачанных кубов, они зависят от протяженности трубы, от ее состояния, ее надо обслуживать и зимой, и летом, а летом - еще и капитальные ремонты. Поэтому, чтобы убрать тот фактор сезонности - летний провал, все условно постоянные затраты были вложены в расчет тарифа на основе мощности.

 

 

Источник: