17.10.2017 / 17:22

Рост цен на газ для населения – не приведет к появлению рынка

«На данный момент мы имеем самую низкую цену на газ в Европе и самую низкую покупательную способность населения.»

Поддержать 5 0
Александр Притыка, директор Агентства инвестиционного менеджмента Александр Притыка, директор Агентства инвестиционного менеджмента ФОТО: 104.ua

Вокруг темы конкурентного рынка природного газа в последние месяцы много дискуссий и даже манипуляций.  Большая часть ресурсов рынка монополизирована группой НАК «Нафтогаз Украины» и это объективная реальность. 

Что такое рыночный сектор? Это  высокая конкуренция, рыночные цены, способность потребителей платить за газ и предоставленные услуги, а так же возможность отключать потребителей, если они не платят. Это и есть критерии, при которых будет существовать конкурентный рынок.

Рыночные отношения уже существуют в сегменте промышленных потребителей. За последний год конкуренция здесь усилилась за счет прихода иностранных компаний, а маржинальность операций резко снизилась. Сегодня на рынке газа 80 тысяч предприятий. 70 тысяч из них администрируются облгазсбытами. В первую очередь, потому что у них есть для этого ресурсы и возможности.

Все остальные триста поставщиков, имеющие лицензию на поставку газа, как правило, имеют всего несколько человек персонала, у них отсутствует колл-центр и коммуникации с потребителем. А значит, они не могут администрировать и мелкие розничные продажи.

В секторе рынка газа для населения и производителей тепла для населения – рынка нет. Даже если отменить специальные обязательства по поставке газа населению и поднять цену газа на 18-20% - рынка здесь не будет.

Это приведет к монополизации рынка. И вместо 36 компаний, которые сейчас осуществляют поставки газа населению и предоставляют сервис – останется только «Нафтогаз Украины». Потому что ни одна другая компания не будет в состоянии присутствовать и работать на этом рынке.

От этой монополии пострадает только потребитель. Ведь для администрирования 13 млн. абонентов необходимы очень серьезные административные и коммуникационные возможности, а так же увеличение численности персонала НАК «Нафтогаз Украины» в пять-шесть раз.

Кто выиграл от повышения цен на газ?

Мы видим, что в выигрыше остались «Нафтогаз Украины», «Укргаздобыча» и «Укртрансгаз». Так произошло потому что у «Нафтогаза» перестали быть убыточными практически все операции по поставке газа населению и сохранился доход от транзита российского газа. «Укртрансгаз» – за счет высокого тарифа на вход-выход в ГТС, «Укргаздобыча» - за счет повышения стоимости газа для населения. Все это улучшило финансовые показатели трех государственных компаний.

Если взглянуть на совокупную EBITDA компаний, мы увидим, что в госкомпаниях сосредоточены колоссальные финансовые возможности. В то же время, EBITDA операторов ГРМ и поставщиков газа населению близка к нулю или является отрицательной. Это значит, что улучшение качества услуг и простота их осуществления – являются труднодостижимыми.

Сколько стоит выбор поставщика?

У всего есть цена. Какой может быть цена конкуренции на монопольном рынке газа?  Для этого достаточно взглянуть на соотношение оптовой и розничной цены на природный газ в Украине и в Европе.

Розничная цена газа для бытовых потребителей в европейских странах в 2,8 – 3,4 раза выше оптовой. Так происходит потому что в нее включены налоги, стоимость услуг по доставке и поставке газа.

Но оптовая цена газа в Европе – составляет только 13% от общей стоимости газа для потребителя. В Украине – этот показатель достигает 70%. Поэтому основную выгоду от роста цен на газ получают государственные компании, которые только укрепляют свое монопольное положение.

Дальнейшее повышение цен на газ в Украине не приведет к формированию конкурентного розничного рынка. Если оптовая цена газа будет  составлять 80% в розничной - это ничего не изменит с точки зрения конкуренции.

Возникает вопрос: «Что делать? Повышать ли цену для населения еще больше?»

Давайте посмотрим, какой объем газа может купить потребитель на собственную годовую зарплату? На данный момент мы имеем самую низкую цену на газ в Европе, и самую низкую покупательную способность населения. Рост стоимости газа приведет к тому, что субсидиями будет оплачиваться 80% газа. О каком рынке может идти речь?

Что делать и как выстроить конкуренцию поставщиков?

Это можно сделать только за счет снижения маржинальности «Укргаздобычи». Но сделать это нужно не административно.

Газ внутренней добычи должен продаваться на  голландских аукционах – с понижением цены. В них должны участвовать все желающие трейдеры с соблюдением регуляторных условий. В таком случае, трейдеры просчитав свои риски и затраты смогут предложить адекватную цену.

Обязательным условием появления рынка в Украине должно стать начало реальной работы оператора рынка газа. Речь не об операторе ГТС, а именно операторе рынка газа. По аналогии с электроэнергетикой. Оператор магистральных сетей – это «Укрэнерго» и «Укртрансгаз», а оператора рынка на сегодняшний день в газе, в отличие от электроэнергетики, не существует.

Оператор рынка может и должен быть отдельной государственной компанией, которая осуществляет все административные функции на рынке, в том числе розничном. Сейчас такими администраторами на розничном рынке выступают облгазы. Их монополизм стал притчей во языцех. Но это естественная монополия, а не искусственная, как на рынке ресурсов. Задача же оператора рынка газа наличие конкурентного и равного доступа к ресурсам.

20 млрд. грн.
составит задолженность госбюджета по субсидиям до конца года

Система субсидий даже в нынешнем виде является огромной проблемой. К концу года задолженность госбюджета по ним достигнет 20 млрд. грн. Никаких штрафных санкций, никакой ответственности госбюджет за это не несет. Разрывы в финансировании ложатся на плечи поставщиков и ресурсов и услуг. Такой рынок никому не может быть интересен.

Обеспечение функционирования на рынке поставщика «последней надежды». На сегодняшний день таким поставщиком де-юре является «Нафтогаз Украины». За два года он ни разу не реализовал свое право!

Почему это очень важно? В рамках существующей регуляторной политики, когда потребитель остается без поставщика – это катастрофа. Для потребителя, «Укртрансгаза» и оператора ГРС.

Например, поставщик хочет рискнуть и поставлять газ в городе. Например, 100 млн. кубов. В первом месяце он собрал 60% средств за газ, втором – 80%. На третий месяц он просто не подает номинацию и отказывается от поставки газа потребителям.

Далее, все потребители города должны добровольно отключиться от газоснабжения из-за отсутствия  поставщика. Если население или ТКЭ продолжают потреблять газ, то его цена составит 14 тыс. грн. за тысячу кубометров. Все финансовые риски при этом будет нести «Укртрансгаз» и облгазы.

Такую ситуацию в прошлом отопительном сезоне создал Нафтогаз, отказавшись поставлять газ на целый ряд предприятий ТКЭ. Причина – несвоевременная оплата газа предприятиями. Эта проблема стала политической и не решена до сих пор. Поэтому наличие полноценных поставщиков «последней надежды», которые «подхватывают» потребителей в случае ухода поставщика с рынка – это абсолютно необходимая вещь.

В свою очередь, собственники предприятий теплокоммунэнерго должны нести солидарную ответственность за расчеты по газу. Отключать такие предприятия в отопительный сезон невозможно. Поэтому местные бюджеты, госбюджет или частные собственники должны нести свою часть ответственности.

И наконец – стабилизация финансового положения операторов ГРМ. Мы имеем 350 тысяч км газовых сетей и газопроводов-вводов по Украине. Амортизация, заложенная в тарифе на обновление и поддержание этих сетей, не меняется в тарифах НКРЕКУ с 1998 года. Но в 1998 году – это было 212 млн. долл., а сейчас - 16 млн. долл. Эксплуатация 17 тыс. км газопроводов является небезопасным. Отключение этих участков не происходит только потому, что сотни населенных пунктов останутся без газа.

Аварийные сети – это бомба замедленного действия под рынком природного газа. Если потребителю нельзя будет доставить газ физически – никто не заработает. В таких условиях разговоры о платности сетей – это непрофессионализм и антигосударственная политика.

Это и есть иллюстрация того каковы реальные проблемы на пути к конкурентному рынку и что нужно делать и правительству, регулятору и всем участникам рынка.